Е.И.Рерих (12.02.1879–05.10.1955), глубокий мыслитель, писательница, переводчица, была добрым гением семьи. Ей посвящал свои произведения Николай Константинович, считал ее своей вдохновительницей, ведущей. Сыновья с благодарностью говорили о мудром ее руководстве в детстве и юности.
Так Святослав Николаевич, выступая в 1975 году в ленинградском Доме ученых, сказал: «Моя матушка, которая <…> была замечательной женщиной, женой, матерью, очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими интересами, за нашими порывами и чувствами, которые открывали ей направление наших интересов. Она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась как-то убедить нас в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно. Мой брат с самых ранних лет интересовался историей, поэтому она бережно собирала для него книги, которые бы ему помогали, вместе с ним ходила по музеям, учреждениям, которые помогли бы его как-то направить. <…>
У меня тоже рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна собирала мне все книги, которые могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала с нами коллекции насекомых. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она помогала собирать уральские и другие камни» [1].
Е.И.Рерих хорошо разбиралась в живописи, музыке, сама была блестящей пианисткой. Вместе с мужем она с увлечением занималась археологическими исследованиями.
Под псевдонимами Н.Рокотова, Ж.Сент-Илер, Н.Яровская были опубликованы ее книги «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Знамя Преподобного Сергия Радонежского».
Ею переведены на русский язык два первых тома эпохального труда Елены Петровны Блаватской «Тайная доктрина» и избранные письма из переписки 1880–1885 гг. двух англичан А.П.Синетта и А.О.Хьюма [2] с мудрецами Востока. Перевод этих писем известен как книга «Чаша Востока. Письма Махатм».
Главным трудом жизни Елены Ивановны является учение «Живая Этика», написанное в сотрудничестве с философами и мудрецами Востока. Философией космической реальности называет Живую Этику Л.В.Шапошникова, генеральный директор Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве, индолог, писатель, академик РАЕН, РАКЦ, РАЭ [3], заслуженный деятель искусств РФ.
В ряде своих работ Л.В.Шапошникова убедительно доказывает, что в конце XIX начале ХХ века в России началась Духовная революция. В ее пространстве формировалось новое мышление космического мироощущения, и одной из определяющих тенденций стало сближение научного и вненаучного способов познания. Особенно ярко синтез философской, религиозной и научной мысли проявился в трудах философов Серебряного века – Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, В.С.Соловьева, И.А.Ильина. «Они, эти мыслители, переходили, по выражению Н.А.Бердяева, в «иное измерение», прозревая энергетическую целостность Мироздания и его неразрывную связь с человеческим бытием» [4]. Это же утверждалось в трудах великих ученых начала ХХ века – В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, К.Э.Циолковского, П.Тейяр де Шардена, Н.Бора, А.Эйнштейна, опиравшихся в своих исканиях как на эмпирическую науку так и на интуитивные нахождения за рамками науки.
Живая Этика стала завершающим этапом в формировании нового космического мировоззрения. Она «есть универсальная открытая система философии, в которой синтетически слились способы познания, научные и вненаучные, в единую новую систему познания. В ней в равной степени использованы нахождения эмпирической, умозрительной, художественной и религиозной мысли, интуитивных прозрений, которые подтверждены научными открытиями, такими как теория относительности, квантовая теория и другие» [5].
Идеи Живой Этики, утверждающие новое космическое мировоззрение, вошли в мир не только благодаря Е.И.Рерих. Ими пронизано все философское и литературное наследие Н.К.Рериха. Они запечатлены в художественных образах его картин, особенно тех, что написаны были во время Центрально-Азиатской экспедиции.
Организовал и возглавил Центрально-Азиатскую экспедицию Н.К.Рерих. Выйдя в 1924 году из Индии, экспедиция прошла через Китай, Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет и в 1928 году через княжество Сикким возвратилась в Индию. Долгих пять лет продолжалось это грандиозное путешествие, полное драматических событий и ценнейших находок.
Участницей экспедиции была и Елена Ивановна. В тяжелейшие моменты, возникавшие на маршруте, она подавала пример выдержки и стойкости.
Одной из задач задуманного Н.К.Рерихом проекта было проследить пути великого переселения народов и неизбежно связанное с ним взаимопроникновение культур разных народов. Вопрос этот всегда интересовал Николая Константиновича. Во взаимопроникновении, взаимообогащении культур он видел данную человечеству возможность утвердить мир через культуру, нацеленность самой жизни на единение народов.
По окончании экспедиции Рерихами в Индии был основан Институт гималайских исследований. Одной из задач института стала обработка и систематизация огромного материала, собранного на маршруте. Елена Ивановна стала Почетным президентом института, а возглавил его старший сын Рерихов. Он тоже был участником Центрально-Азиатской экспедиции.
М.А.Иванов. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007
- П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М. 2004.Стр.22.
- А.П.Синнет – в конце ХIХ века главный редактор самой влиятельной англоязычной газеты Индии «Пионер»; А.О. Хьюм – высокопоставленный чиновник англо-индийской администрации, известный орнитолог, основатель Индийского национального конгресса.
- РАЕН – Российская академия естественных наук, РАКЦ – Российская академия космонавтики им. К.Э.Циолковского, РАЭ – Российская академия экологии.
- Л.В.Шапошникова. Философия космической реальности – вступительная статья к книге «Листы сада Мории». М. 2003. Стр.12.
- Л.В.Шапошникова. Философия космической реальности – вступительная статья к книге «Листы сада Мории». М. 2003. Стр.157.