19 мая в Горнице библиотеки им. А.Н.Герцена состоялась программа «Рыцарь науки и культуры», посвящённая Юрию Николаевичу Рериху, учёному-востоковеду с мировым именем, старшему сыну Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. 21 мая — день его памяти, и в этом году в августе будет отмечаться 120-летие со дня его рождения.
Он один из легендарной семьи смог вернуться на Родину из Индии в 1957 году. В Москве Юрий Николаевич прожил всего два с половиной года до своей такой неожиданной безвременной кончины. В воспоминаниях тех, кому посчастливилось в эти годы встречаться, работать с ним, он предстаёт человеком удивительно многогранным и безмерно обаятельным. Павел Фёдорович Беликов, биограф семьи Рерихов, в интервью о Юрии Николаевиче сказал: «Круг его интересов распространялся далеко за пределы той научной области, в которой он проявил себя крупным учёным-востоковедом и лингвистом. Неожиданно для себя вы открывали, что ему близки вопросы, ничего общего с лингвистикой или востоковедением не имеющие. И он прекрасно в них ориентируется». И далее: «Сколько бы я ни изучал его жизнь и деятельность по документам, я бы, наверное, не смог почувствовать того, что непередаваемо на бумаге, – удивительного обаяния личности Юрия Николаевича. В интонации каждого слова, в каждом жесте Юрия Николаевича заключалось обаяние, покорявшее собеседника. Это обаяние как бы обволакивало вас особой интимностью, углубляя смысл слов и придавая общению необыкновенную доверительность».
За то короткое время, что Юрию Николаевичу суждено было прожить на Родине, он очень много сделал в сфере своих профессиональных интересов, возглавляя сектор философии и истории религии Индии в Институте востоковедения Академии наук СССР, и смог выполнить главную поставленную перед собой задачу: вернуть в пространство культуры России имя и творчество своего отца. Он передал в дар нашей стране 421 картину Николая Константиновича Рериха. И всего через семь месяцев после возвращения, преодолев сопротивление чиновников из Министерства культуры, организовал выставку работ отца в Москве, добился выпуска каталога выставки, вступительную статью к которому по его просьбе написал художник К.Ф.Юон. На выставке были представлены не только работы из числа привезённых Юрием Николаевичем, но и картины из запасников государственных музеев и частных коллекций. Интерес к выставке был настолько огромен, что благодаря коллективным письменным просьбам зрителей она экспонировалась полтора месяца вместо запланированных 20 дней. Был напечатан и дополнительный тираж каталога. Вышел фильм о художнике Н.К.Рерихе режиссёра С.Меримова. С таким же триумфальным успехом выставка прошла в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси. Юрий Николаевич вёл переговоры с Министерством культуры о создании музея имени Н.К.Рериха, но после его ухода данные ему обещания не были выполнены.
Выставки, многочисленные лекции Юрия Николаевича о творчестве отца значительно расширили круг людей, которым захотелось познакомиться с философским наследием Елены Ивановны Рерих, с книгами Учения Живой Этики, созданного в сотрудничестве с группой анонимных мудрецов Востока. Об Учении, формирующем новое космическое мировоззрение, он не рассказывал на лекциях, но книги Живой Этики путешествовали по Москве. Их читали писатели Константин Паустовский, Леонид Леонов, Иван Ефремов, профессор химии из Киева Вераксо и многие другие учёные. Книги Живой Этики на русском языке были напечатаны в 30-е годы прошлого столетия Латвийской Рериховской организацией.
Юрий Николаевич надеялся через печатные издания познакомить общественность СССР с историей движения Знамени Мира, с Пактом Рериха.
Напряжённая деятельность Ю.Н.Рериха, знакомящая советских людей с жизнью и творчеством Николая Константиновича, стала мощным импульсом формирования рериховского культурного движения в нашей стране. Спустя 30 лет итогом этого импульса стало создание в Москве по инициативе Святослава Николаевича Рериха Центра-Музея имени Н.К.Рериха.