Международный день музеев, ежегодно отмечаемый 18 мая, замечательный праздник и настоящий культурный феномен. В этот день у музейщиков есть повод особенно громко напомнить людям о необходимости знать и любить свою историю; рассказать о том, что музеи могут не только сохранять опыт предыдущих поколений, но и обмениваться знаниями, развивать взаимопонимание и взаимоуважение между представителями разных культур, вести диалог между странами и народами в масштабах целого мира.
В рамках Дня музеев проводится фестиваль-акция «Ночь музеев». В 2021 году Международный совет музеев озаглавил эту акцию «Больше чем музей». Эта тема подчеркивает огромную значимость музеев в деле построения справедливого и стабильного будущего. Встретиться и обсудить эту важную тему Тверская Рериховская организация пригласила представителей государственных и школьных музеев Твери. Музейное пространство в нашей стране за последние десятилетия значительно увеличилось: появились частные, общественные музеи. И это замечательно, ведь разнообразие форм музеев расширяет возможности удовлетворения духовного спроса людей.
Тема «Больше чем музей» полемизирует с теми, кто считает, что музей – это склад древностей. Великие представители культуры – и среди них Дмитрий Сергеевич Лихачев, Николай Константинович Рерих – всегда возражали против такого представления о музеях. Н.К.Рерих целенаправленно возрождал античное понимание музея как живого, жилого «дома муз», синтетического единого пространства культуры во всех её проявлениях. Эту основу он закладывал во все музеи, с которыми был связан и в России при Императорском Обществе поощрения художеств, и в Америке, и в Индии. Музей как пространство культуры воплощает главные её составляющие: любовь, красоту и знание. Экспозиции, созданные с любовью, заинтересованностью, привлекают посетителей музеев, вызывают у них ответные чувства. И, конечно, как мощный магнит действует красота оформления. Эмоциональные чувства, вызванные красотой и любовью, закрепляют и дополняют знания, которыми наполнено любое музейное пространство.
О Музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной Тверского областного дома народного творчества (ТОДНТ) на встрече рассказала Аксана Владимировна Полякова, заместитель директора ТОДНТ по декоративно-прикладному, художественному творчеству и выставочной работе. Его главная задача – сохранение, возрождение и популяризация традиционной народной культуры и традиционных ремёсел, а также развитие современных видов творчества.
Всегда необычные, окрашенные радостными и светлыми эмоциями, экспозиции залов этого центра привлекают большое число посетителей. У выставочного центра множество обучающих, культурно-просветительских, познавательно-развлекательных программ для самой разной аудитории от школьников и студентов до людей с ограниченными возможностями и семей с маленькими детьми. Он осуществляет совместные проекты с Государственным Российским Домом народного творчества имени В.Д.Поленова: «Гончары России», «Лоскутная мозаика», «Искусство современной вышивки»; проводит традиционные ежегодные выставки-ярмарки и областные выставки «Венок талантов», «Тверские резчики», «Самобытное искусство Тверской земли», прививая любовь к родному краю через творчество и освоение народных ремёсел.
При Тверском государственном объединённом музее существует удивительное пространство – Детский музейный центр. Сотрудник этого центра Елена Анатольевна Клюева отметила: «Слова «Больше чем музей» напрямую относятся к нам, потому что помимо классических музейных форм деятельности мы занимаемся большой культурно-познавательной и воспитательной работой, развитием патриотизма и коммуникации. Наши главные посетители младшие школьники и семьи с детьми, а основное направление – праздники народного календаря в музее. Это Святки, Масленица, Пасха, Троица; русская свадьба с обрядом девичника, выкупа невесты, величанием и встречей молодых».
Музей проводит традиционные выездные программы «Народная игротека», «Старинные усадебные игры», здесь есть студия теневого театра, гончарная мастерская, где можно заняться ручной лепкой, поработать на гончарных кругах, сделать обжиг и глазурование поделок. Сегодня Детский музейный центр – это развивающийся организм, у которого есть масса возможностей. Конечно, есть и трудности: недостаток продвижения, финансирования, оборудования. Но эти проблемы решаются благодаря увлечённости и профессионализму тех, кто занимается этим делом.
Тверская Рериховская организация давно сотрудничает со школами Твери, в которых созданы школьные музеи. Они самые разные, и у каждого своя отличительная черта, своя изюминка. Составить школьный музей – это очень большая работа, и поэтому хочется выразить педагогам особую признательность. Школьный музей – это всегда гордость школы, а для многих первоклассников – первый в жизни музей.
О музее школы № 3 рассказала его руководитель, учитель истории Оксана Александровна Нилова. По её словам, музей является своеобразным ковчегом, сохраняющим историю о выпускниках и педагогах школы со времени её открытия в 1936 году. Главные помощники Оксаны Александровны – ребята, участники исторического кружка. При их участии созданы экспозиции «Жизнь и ратные подвиги тверских князей», «Подвиги героев-земляков в Великой Отечественной войне», «Затверечье в истории Твери». Музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, осуществляет социальные проекты: «Моя школьная семейная династия», «Спасибо деду за Победу», «Героические страницы прошлого» и сотрудничает с тверскими региональными общественными организациями «Дети погибших защитников Отечества», «Участники боевых действий в Афганистане и Чечне».
Отрадно, когда в любом благом деле существует преемственность, а особенно в области изучения истории родного края. Музей тверской старины школы № 15 возглавляет совсем молодая девушка – Ксения Небышинец. Она бывшая ученица школы, а в настоящий момент студентка исторического факультета Тверского государственного университета. Ещё будучи школьницей, она активно участвовала в работе музея, материалы для которого собирались в этнографических экспедициях по Тверской области. Позднее экспозицию, которая представляет собой фрагмент древнерусского дома с обычной обстановкой того времени, дополняли ученики школы, учителя и обычные люди, заинтересованные в поддержке замечательной инициативы. Сегодня школьный музей – это не просто место, где дети изучают историю родного края, это интересная площадка для развития творческих навыков. Здесь работает школа экскурсоводов, проводятся интерактивные занятия, которые привязаны к календарю народных праздников, а посетители – учащиеся своей и соседних школ, малыши из детских садов Заволжского района Твери. Музей школы № 15 в своих проектах следует девизу «О прошлом по-новому» и старается формировать у подрастающего поколения этническую и межкультурную толерантность.
Школа № 25 уникальна тем, что находится в здании, которое является памятником истории и архитектуры, она старейшая в Твери. Своеобразную экскурсию по музею истории этой школы провела педагог-библиотекарь Елена Борисовна Саперова. Музей был создан на основе комнаты боевой славы и хранит память об учащихся и педагогах, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Троим ученикам, участникам войны, было присвоено звание Героя Советского Союза. Собрание материалов, которому могут позавидовать государственные краеведческие музеи, охватывает и более раннюю историю. Здание, которое сейчас занимает школа, было построено в 1908 году для 2-х классного железнодорожного училища: дорога Санкт-Петербург – Москва нуждалась в грамотных рабочих. На протяжении нескольких десятилетий школьный музей сотрудничает с музеем тверских железнодорожников, в стенах которого проходят многие школьные мероприятия: уроки истории, литературы, рисования. Музейная педагогика – первостепенное направление в воспитательной деятельности школы № 25.
Как город знания, в котором есть место для музеев, представила гимназию № 44 заместитель директора по воспитательной работе Ольга Валерьевна Голубева. Здесь несколько музейных пространств. Площадь победы рассказывает о прошлых и настоящих победах в спорте, о медалистах, овладевших самыми высокими вершинами знания; площадь истории знакомит с 47-летней историей гимназии, которая является членом Международной ассоциации развивающего обучения, входит в число 500 лучших школ России, имеет свою газету и телецентр. Сквер памяти повествует о трагических страницах истории страны, затронувших судьбы учеников гимназии. Изюминка музейного пространства гимназии – Зал мудрости, где ребята знакомятся с великолепным многообразием творческих решений народных умельцев в создании образа одного из символов мудрости – совы. Именно сова, держащая в лапах ключ, открывающий дверь к тайнам знания, изображена на гербе гимназии.
Любовь Викторовна Сидоренко, заведующая отделом по учёту и хранению экспонатов Тверского городского музейно-выставочного центра, размышляя на тему встречи, вспомнила работу центра в трудные 90-е годы прошлого века. Тогда, по её словам, он выполнял роль не только просветителя и пропагандиста, но и роль социального утешителя. Музейно-выставочный центр даёт срез современной живописной, графической художественной культуры, декоративно-прикладного искусства, и важно, чтобы современные люди, и в том числе дети, гордились тем, какие у них замечательные творческие, разносторонние современники, как красиво они видят окружающий мир и передают это нам. Любовь Викторовна пожелала всем школьным музеям огромных успехов, отметив, что они несут на себе огромную социальную функцию и от них в большой степени зависит будущее наших детей.
Видео о ещё одном музее не было показано на встрече из-за краткости времени. В этом видео обобщён опыт музейной деятельности в московской школе № 1286, и о нём рассказывает музейный педагог Анастасия Сергеевна Разводовская. В музейном комплексе этого образовательного учреждения девять музеев различной направленности, которые расположены в шести корпусах, и не только в кабинетах, но и в открытых рекреациях. Три из них объединены в военный музейный комплекс: два посвящены Великой Отечественной войне и один – афганским событиям. Ещё три музея объединены в историко-фольклорный музейный комплекс, посвящённый традициям Руси и России. И оставшиеся три музея – это экологический музей, историко-технический «Ретро-музей, посвящённый эпохе СССР», и музей истории гимназического образования.
Музейный комплекс школы № 1286 это особое музейное пространство, которое наполняет собой и дополняет образовательное пространство, включая и зоны отдыха детей. Он ненавязчиво погружает их в богатое поле культуры своей страны, благодаря чему начинается глубинное духовно-нравственное, патриотическое воспитание школьников. Педагоги школы уверены, что их музейный комплекс – больше чем музей. Это собранное на небольшой территории живое пространство культуры и природы, которое, став пространством жизни и деятельности учеников и педагогов, играет большую роль в развитии и становлении детей.
Завершающим в череде представленных музеев стал рассказ об общественном Музее имени Н.К.Рериха Международного центра Рерихов (МЦР) (), единственном в своём роде негосударственном музее. Он был создан на основе художественного и философского наследия семьи Рерихов, переданного в Россию Святославом Николаевичем Рерихом. Идею Н.К.Рериха о музее, как живом пространстве, музейоне, «доме всех муз» воплотила в жизнь индолог, академик, писатель Людмила Васильевна Шапошникова, руководившая им четверть века.
О концепции музея рассказала Татьяна Ивановна Чечина, работавшая в нём на протяжении многих лет. Общественный музей имени Н.К.Рериха – это большой международный просветительский и научный центр, который существует ради главного знания, переданного Рерихами. Философское учение Живой Этики и искусство Николая Константиновича Рериха – два крыла этого знания, данного человечеству для его перехода на новую ступень эволюции, на новый уровень сознания – космический. В основу создания и развития музея была положена концепция культуры Н.К.Рериха, в которой утверждается преемственность прошлого, настоящего и будущего в поле культуры. Это сохранение в настоящем ценностей культуры прошлого, широкое ознакомление людей с этими ценностями и через эту деятельность создание основы для возникновения в будущем общества высокой культуры. Н.К.Рерих полагал, что только таким образом возможно установить прочный мир на Земле. «Мир через Культуру» – под таким девизом осуществлял он все свои культурные инициативы.
Являя собой яркий пример новой общественной формы культуры, Музей имени Н.К.Рериха МЦР более четверти века вёл многогранную культурно-просветительскую работу и был отмечен международными и российскими наградами. Весной 2017 года при участии Министерства культуры РФ, возглавляемого в то время министром Мединским, Государственный музей Востока незаконно совершил силовой захват и разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха под предлогом создания государственного музея семьи Рерихов, который так и не был создан.
«Разрушение Музея есть разрушение страны», – писал Н.К.Рерих. Общественность, поддерживающая Музей имени Н.К.Рериха, объединилась в стремлении восстановить справедливость и вернуть этот музей в пространство культуры. Создан Комитет защиты общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов и он запускает программу «Набат совести». Суды, в которых Музей имени Н.К.Рериха отстаивает свои права, не выносят справедливых решений. Чиновники, которые разрушали музей, до сих пор пребывают на своих местах. Остаётся только бить в набат, чтобы докричаться до общества.
Государство в своей культурной политике обязано поддерживать все музеи – общественные, школьные, государственные, и тогда музеи, поистине, станут тем пространством, которое больше чем музей.