Выставка «Красота есть гимн Беспредельности» завершила работу в школе посёлка Заволжский и её экспозиция уже развёрнута в школе №9 Твери. Но так случается, что импульс произошедшего события продолжает действовать и даёт возможность ещё раз встретиться с человеком, который заинтересовал своим творчеством и взглядом на мир.
Заместитель директора школы посёлка Заволжский по воспитательной работе Галина Александровна Козицына, много лет руководившая школьным литературным клубом для старшеклассников, пригласила поэтессу Татьяну Чечину к ученикам десятого и одиннадцатого классов на урок «Встреча с интересным человеком».
Встречи Татьяны Чечиной со школьниками не редкость: её стихи для детей, полные глубокого смысла, вопросов и ответов о многих аспектах бытия, всегда находят отклик у ребят. Такие встречи Татьяна старается превратить в диалог – ей интересно, что думает современная школьная молодёжь о главных вопросах жизни, а не только о проблемах ближайшего ЕГЭ.
Вот и в этот раз в начале беседы она предложила старшеклассникам в качестве знакомства задать друг другу вопросы. На её вопрос о том, что приоритетно – Цивилизация или Культура, ребята вполне близко к истине ответили, что невозможно разделить эти основополагающие для жизни человека понятия. Но Никита высказал свою точку зрения: Культура важнее. Совместное размышление над тем, что будет, если Цивилизация на шаг опередит Культуру, помогло всем согласиться с точкой зрения товарища. Ведь Культура содержит в себе два базовых явления: Красоту и Этику; утратив их, человечество неизбежно уничтожит себя и планету. В продолжение этих мыслей, поэтесса прочитала своё стихотворение, которое начинается словами:
Ветры сдувают с планеты
Радость и красоту.
Всё стихотворение проникнуто тревожным и вопросительным настроением о будущем. Но именно сегодня нужно дать правильный ответ, выбирая то или иное будущее с полным пониманием, что оно зависит от каждого.
Конечно, встреча с автором стихов вызвала вопросы о творчестве и среди них вполне закономерный: где вы берёте вдохновение? Возможно, ответ Татьяны подвигнет наиболее любознательных собеседников познакомиться с информацией за пределами школьной программы. «Что-то приходит из своего внутреннего мира. Иногда глубокое сильное переживание рождает стихотворение. Детские рисунки, выставка которых прошла у вас, вдохновили меня на целую книгу, – сказала она. – Как старшие школьники вы, наверное, уже знаете о ноосфере Земли. Владимир Вернадский высказал теорию, что помимо разных околоземных сфер, доступных физическому изучению, есть некая сфера человеческих мыслей – как бы архив, имеющий кругооборот с мысленной сферой человека. Мы можем брать оттуда мысли, можем усовершенствовать их и направлять обратно, делая ноосферу более совершенной. Подтверждение этой теории – дело будущего, но, как мне кажется, вдохновение – это состояние соприкосновения с этой сферой мысли, знакомое поэтам и вообще творческим людям». Как итог этих размышлений, прозвучало стихотворение Татьяны:
Поэт стихи не сочиняет.
Поверьте, он порой не знает,
Когда спешит его рука
По тонким линиям листка,
Чем же закончится строка.
Превышней музой вдохновлён,
Не сочиняет, пишет он.
Он слышит в сердце голоса,
И, как небесная роса,
К нему нисходят словеса.
Анастасия захотела узнать, в какой обстановке Татьяна Чечина любит создавать свои произведения? Поэтесса уточнила: если говорить о внешнем, то очень часто стихи приходят в процессе ходьбы. Ритм движения легко помогает почувствовать ритм стихотворения. Если говорить о внутреннем импульсе – часто его даёт большое напряжение, или желание решить какую-то проблему, например взаимоотношений. Бывает, стихотворение прерывается, замирает, словно заставляет прислушаться, углубиться. Есть ещё хороший метод получить нужные мысли: как говорит народная мудрость, перед сном «положить мысль на сердце». Наутро мы проснёмся, очевидно, с ответом.
Интересуются старшеклассники и такой важной составляющей жизни, как язык. Татьяна обмолвилась о проходившем в Твери в девяностые годы прошлого века празднике «Чистое слово», и ребята попросили подробнее рассказать о нём. Получилась целая беседа о проблемах русского языка, о том, что слово наше скуднеет, становится небрежным. Многие замечательные слова не используются, многие смыслы непонятны современным детям. Например: великодушие, благородство, благородный человек, великодушный поступок. Слово подвиг вообще ушло из жизни. Школьники знают, что подвиг – это родину защитить, но им неизвестен такой смысл этого слова, как значительный подвиг себя по пути своей собственной эволюции. Как важно отмечать в себе эти подвиги. И не тогда, когда в спину подталкивают или действует школьная дисциплина, потом дисциплина рабочего коллектива, а когда человек сам себя сознательно подвигает, становясь более совершенным – вот это подвиг внутренний. А если усилие происходит во имя высоких задач, тогда это подвиг с большой буквы.
Путешествие в мир языка раскрыло и ещё один важный аспект: слово – не просто звук, а энергетический заряд, энергия человеческой мысли. Наука сейчас изучает это со всей серьёзностью. Древние люди хорошо знали, что слово запечатлевается, его энергия наслаивается на предметы, поэтому были священные предметы – терафимы, амулеты. Их энергия сохранялась веками. Сегодня мы говорим слово «здравствуйте», и не вкладываем в него пожелания здоровья реально. Или, например, «спасибо» – спаси тебя Бог, «благодарю» – дарю вам благо. Нужно задуматься, какая ответственность лежит на человеке, произносящем Слово.
Как завершение этого экскурса в интереснейший мир человеческой речи, прозвучало стихотворение Татьяны «Разговоры, переборы», в котором автор призывает относиться к слову, как к великой ценности и действенной просветительной, и даже целительной, силе. Заканчивается оно словами:
Недостойно силу эту
В разговорах разменять!
Призовёт Судьба к ответу
За привычку поболтать.
Татьяна пожелала ребятам следить за своей речью как выражением мысли. И, конечно, за своей мыслью тоже: ведь мысль, даже невидимая, всё равно рождает следствие. Если у человека ярые, злые, агрессивные мысли, даже если их никто не видит, он всё равно когда-то получит за них ответный удар, может быть, в каком-то ином варианте. Это явление носит название – закон причинно-следственной связи. Потому и страдания, и бесконечные войны на Земле никак не смогут закончиться, пока люди не осмыслят этот важнейший закон.
Были в этом важном разговоре и разные другие вопросы: Макрокосм и Микрокосм – чем схожи, а в чём разнятся; одиноко ли человечество в своём бытии во Вселенной, или существуют в ней и другие разумные силы; можно ли назвать любовь космическим чувством; как протекает Время в Тонких мирах; когда «отвечать за планету, когда надлежит повзрослеть»? Ко всем этим темам Татьяна читала какое-то своё стихотворение, потому что в общении с молодёжью она считает поэзию важным педагогическим приёмом. И поэтическая педагогика в её творчестве – главное направление.
Восточная мудрость гласит: один дельный разговор с ребёнком может дать направление всей его жизни. Как хочется верить, что эта беседа Татьяны Чечиной заронила в сердца ребят важные мысли, которые помогут им в их взрослой жизни быть благородными людьми, в решающий момент сделать правильный выбор, принести много добра в окружающий мир.