О ситуации, сложившейся вокруг общественного Музея имени Н.К.Рериха.
Встреча с сотрудниками Международного Центра Рерихов на выставке «По маршруту Мастера»
Культурное достояние любого народа складывается из наследия, оставленного потомкам выдающимися творцами и подвижниками. Эти накопления составляют основу развития культуры, без которой невозможно эволюционное продвижение человечества. Но для того, чтобы это развитие происходило, необходимы энтузиасты, способные сохранять и популяризировать знания и идеи, заложенные в культурном наследии. Такая работа возможна в пространстве музеев, ведущих выставочную, научную, издательскую и другие виды деятельности. «На музеях, – говорил известный деятель культуры Д.С.Лихачев, – лежит ответственейшая задача нравственного воспитания людей, развития у них эстетического вкуса и поднятия культурного уровня».
Выдающийся русский художник и общественный деятель Н.К.Рерих придавал большое значение роли общественности в сохранении и развитии культуры. «Дело культуры, – писал он, – никогда не может быть лишь делом только правительства стран. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния».
В мире широко распространена практика деятельности негосударственных музеев наряду с государственными. В России же в настоящее время доля государственных музеев составляет около 98%. Состояние и развитие многих из них в настоящее время оставляет желать лучшего. Но при этом власть в лице Министерства культуры не считает необходимым поддерживать и развивать общественную форму культуры, более того старается её уничтожить. Об этом свидетельствует драматическая история развития общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов в Москве, чья 26-летняя многогранная деятельность высоко оценена как в России, так и в мире. Этой теме было посвящено мероприятие, состоявшееся 24 апреля в рамках выставки «По маршруту Мастера» в Тверском городском музейно-выставочном центре.
Сотрудник выставочного отдела Дмитрий Ревякин и сотрудник публикаторского отдела Михаил Благодар из Музея имени Н.К.Рериха рассказали собравшимся о тревожной и напряжённой жизни Центра-Музея, о беспрецедентных действиях чиновников Министерства культуры, попирающих этические и юридические законы в отношении наследия наших великих соотечественников Рерихов.
Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи завещали своим сыновьям передать в дар русскому народу своё богатейшее научно-художественное наследие. Первую его часть в 1957 году привёз в Советский Союз их старший сын, крупный учёный-востоковед Ю.Н.Рерих, для создания на родине музея своего отца. Но советское государство свои обещания не исполнило – музей так и не был создан. Более того, после внезапной кончины Юрия Николаевича в 1960 году полное равнодушие чиновников привело к разграблению большой части наследия. Поэтому у младшего сына – Святослава Николаевича Рериха, выдающегося художника и общественного деятеля, были веские основания не доверить свою часть наследия государству.
В 1989 году С.Н.Рерих дарит России бесценное наследие своей семьи с одним условием: основанный по его инициативе музей должен иметь общественный статус. С этой целью он создаёт в Москве Советский Фонд Рерихов. Волеизъявление художника поддержали многие выдающиеся деятели культуры, науки, политики, в том числе М.Л.Ростропович, Д.С.Лихачев, Е.М.Примаков. Из Индии в Россию наследие доставила Л.В.Шапошникова, доверенное лицо С.Н.Рериха, учёный-востоковед, писатель, путешественник, исследователь творчества семьи Рерихов. Её художник назначил генеральным директором создаваемого им Музея.
Советское правительство закрепило данные художнику гарантии о создании Советского Фонда Рерихов и общественного Музея имени Н.К.Рериха в Постановлении Совмина СССР №950 от 04.11.1989г. Оно предоставило под Музей историческую усадьбу Лопухиных, которая была выбрана С.Н.Рерихом из предложенных правительством Москвы зданий и на тот момент находилась в полуразрушенном состоянии. После распада СССР Советский Фонд Рерихов, оставаясь с тем же наследием, правами и задачами, был переименован в Международный Центр Рерихов (МЦР), что С.Н.Рерих подтвердил нотариально и публично в СМИ, в письмах в российские государственные инстанции, в своих выступлениях перед общественностью.
Несмотря на отсутствие государственного финансирования МЦР восстановил памятник архитектуры XVII-XIX вв. «Усадьба Лопухиных» исключительно за счёт меценатской помощи и народных пожертвований. За уникальную научную реставрацию усадьбы в 2007 году Центр-Музей был удостоен Национальной премии «Культурное наследие» в номинации «Реставратор», в 2010 году – премии Европейского Союза по Культурному Наследию «EUROPA NOSTRA» в номинации «Самоотверженный труд», в 2012 году – премии Благотворительного фонда возрождения национального, культурного и духовного наследия «Древо жизни».
За годы своей деятельности Музей имени Н.К.Рериха стал живым культурным центром с интересной постоянной экспозицией и действующими передвижными выставками картин Рерихов в России и за её пределами. В Музее проводятся выставки современных художников-космистов и международные научно-общественные конференции, поднимающие глубокие философские, исторические и искусствоведческие вопросы, ведётся работа по другим научным и культурным направлениям.
Общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха широко популяризирует гуманистические и миротворческие идеи великой русской семьи в нашей стране и в мире: с 2012 года осуществляется Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность». Выставка прошла в 15 странах мира и более 100 городах России и получила высокую оценку Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой. За продвижение идей Пакта Рериха Международный Центр Рерихов выдвинут в 2016 году на Нобелевскую премию мира.
Однако успехи общественного Центра-Музея в культурной и миротворческой деятельности не дают покоя Министерству культуры РФ. На протяжении 26 лет данное ведомство с подачи Государственного музея Востока (ГМВ) ведёт по отношению к нему целенаправленную разрушительную политику с намерением отобрать богатейшее наследие и выселить его из прекрасно отреставрированной и укомплектованной самым современным музейным оборудованием усадьбы.
Используя административное право, Министерство добилось через суд непризнания МЦР правопреемником Советского Фонда Рерихов, хотя сам С.Н.Рерих неоднократно утверждал это правопреемство документально, и суды дважды это подтверждали.
При поддержке Министерства культуры происходили незаконные попытки руководства Государственного Музея имени А.С.Пушкина присвоить себе часть исторической территории усадьбы Лопухиных в связи с глобальным проектом расширения своих музейных площадей.
Попирая волю дарителя наследия, Министерство культуры добилось передачи усадьбы Лопухиных в оперативное управление Государственному музею Востока (несмотря на то, что здания усадьбы были переданы МЦР в долгосрочную аренду) и в настоящее время намеревается создать в усадьбе государственный музей семьи Рерихов в качестве филиала ГМВ. Министерством планируются действия по изъятию наследия Рерихов у МЦР. С этой целью деятельность общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха принижается и дискредитируется в глазах общественности в публичных выступлениях госчиновников в СМИ, на коллегии Минкультуры, инициируются многочисленные проверки деятельности МЦР. Действия чиновников от культуры под видом якобы обеспокоенности за сохранение наследия великой семьи направлены на уничтожение именно той организации, которая его достойно и сохраняет, и широко популяризирует.
А между тем, по словам Дмитрия Ревякина, существование общественного Музея имени Н.К.Рериха в усадьбе Лопухиных ни в коей мере не мешает Министерству культуры РФ создать в России государственный музей Н.К.Рериха. Тем более что государство в долгу у старшего сына Рерихов – Ю.Н.Рериха. В запасниках многих музеев хранится и практически не экспонируется большое количество рериховских полотен. Они могли бы составить богатую экспозицию нового государственного музея, посвящённого творчеству великого художника. В Москве или в других городах нашей страны можно найти соответствующее здание, вложить государственные средства и разместить в нём вновь создаваемый музей. Для этого Министерству культуры нет никакой необходимости разрушать успешно действующий более четверти века общественный музей.
Таким образом, данное ведомство, призванное защищать и развивать культуру, не допускает существования её независимой общественной формы, прогрессивность которой доказана на примере деятельности МЦР как в нашей стране, так и на международном уровне. Действия Министерства культуры, направленные на захват наследия семьи Рерихов, принадлежащего общественному Центру-Музею имени Н.К.Рериха, грубо нарушают нормы российского и международного права, положения Конвенции ЮНЕСКО и Этического кодекса для музеев Международного Совета Музеев (ИКОМ) о недопустимости незаконного приобретения прав на культурные ценности. Подобные действия негативно влияют на состоянии культуры в России, на процветание нашей страны и не могут не тревожить культурную и научную общественность.
Слова миротворца, подвижника и защитника культуры Н.К.Рериха звучат как предупреждение: «Культура неразрывна с эволюцией. Остановите культуру, и вы прекращаете эволюцию и, следовательно, ввергнетесь в разрушение. Разрушение музея есть разрушение страны – будем помнить это во всех смыслах».
Тверское Информационное Агентство
30 апреля 2016