Завершающим аккордом выставки «Культура есть сочетание жизни и красоты», проходившей с 24 ноября в школе №38 Твери, стал Круглый стол «Мир через культуру». 24 декабря его участниками стали педагоги и учащиеся школы, а также сотрудники Тверской Рериховской организации. Не случайно названием Круглого стола была взята строка выдающегося художника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, выражающая идею о значении культуры для мира.
Открывая Круглый стол, директор школы Галина Борисовна Бардашова подвела итоги выставки, отметив, что сотрудниками Рериховской организации были проведены экскурсии для пятнадцати классов разных параллелей. По отзывам экскурсоводов им было очень интересно общаться с ребятами, которые активно включались в диалоги, размышляли о картинах и высказывали неординарные мысли, а затем в классах обсуждали увиденное, рисовали, писали сочинения.
Старшеклассники, принявшие участие в работе Круглого стола, поделились впечатлениями о художественном творчестве Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, Их покорили яркие краски и необычность сюжетов многих картин. Отметили они особый дар этих художников – передавать красоту нашего мира; выразили своё восхищение Еленой Ивановной Рерих, бывшей надёжной помощницей в творчестве и культурных начинаниях своего мужа, вдохновлявшей своих близких. Оказалось, что многие учащиеся впервые познакомились с этими уникальными деятелями культуры.
На вопрос председателя Рериховской организации Анатолия Григорьевича Лысикова, почему отец и сын Рерихи часто писали горы, Игорь Камшилин из 7Б класса дал такой ответ: «Горы – это чистое, уединённое, спокойное, возвышенное место. Рерихи много путешествовали в горах, и у них возникало желание написать эту красоту и поделиться ею с другими людьми». Его одноклассник – Александр Тугуши – отметил: «Николай Константинович был человеком духовно развитым, он понимал духовный мир. И, может быть, он любил рисовать горы потому, что они ближе к небу. У этого художника внутренний мир был интересный, яркий, и он изливал его на картины. Его внутренний мир показывает, что Рерих многого достиг».
Школьники из младших классов назвали наиболее запомнившиеся им картины и поблагодарили за то, что выставка побывала в их школе. Юная художница, ученица 3Б класса Катя Лабутина, подарила Рериховской организации свой рисунок, единодушно выбранный одноклассниками.
Организаторы Круглого стола предложили юным участникам несколько высказываний Н.К.Рериха, в которых он даёт культуре самые высокие определения, называет её следствием всех лучших накоплений в сердце человека, утверждает, что только культура удержит человечество от ненависти и одичания, и как следствие – от войн. Размышления ребят о культуре оказались очень интересными. Хочется привести некоторые из них.
Миша Петров, 5В класс: «Если человек ругается, это уже конец культуры в нём. Культура, это когда люди помогают друг другу, не отвечают злом на зло, чтобы не увеличивать его количество в мире».
Саша Железин, 6В класс: «Культурный человек, чтобы развивать себя, должен посещать театры, картинные галереи. Он не должен бездельничать. И ещё у каждого народа своя культура, и разные культуры объединяются в одну большую культуру человечества».
Александр Тугуши, 7Б класс: «Культура – это то, что человек накапливает в себе за годы своей жизни. Он откладывает для себя то, что ему пригодится или какую-то истину ищет. Ещё хотелось бы добавить, что когда вместе с человеком гибнет его духовный мир, от общего культурного пространства уходит безвозвратно часть культуры».
Арсеньев Иван, 7Б класс: «Мне кажется, что люди, которые звереют, становятся способными причинять зло другим, вырастают из бескультурья. Дело в том, что наука, как составная часть культуры – это нечто объективное, что можно доказать, а искусство и религия обязательно пропускаются человеком через себя. И если человек каким-то образом соприкасается с искусством, он не может быть злым. Тогда он развивает в себе лучшие благородные качества и чувства. Тут, конечно, возникает вопрос: какую музыку ты слушаешь, какие картины смотришь? Если человек постоянно в культуре, если он с собой постоянно работает, то не может быть мира с атомными бомбами и озверевшими людьми».
На один из вопросов, поднятых на Круглом столе, – для чего нужно охранять памятники культуры – молодые участники дали самые разные ответы: «чтобы культура во всём мире возрастала»; «чтобы некультурные люди становились культурными»; «памятники – это наша история, героев надо помнить, отдавать им честь». Были названы тверские памятники старины, которые оказались разрушенными, и те, что ещё живы, но нуждаются в нашей заботе, и те, что уже восстанавливаются. Очень искренне выразил мысль Н.К.Рериха о необходимости всенародной заботы о памятниках культуры Максим Чуев из 3Б класса: «Мне кажется, что мы сами и должны встать на защиту наших памятников».
Коснулся разговор и такой темы, как историческая память народа. Галина Борисовна напомнила присутствующим легенду о манкуртах, образно представленную Чингизом Айтматовым в его романе «И дольше века длится день». Понятие «манкурт» стало нарицательным, обозначающим человека, который не помнит своего исторического прошлого, не сознаёт себя человеческим существом, связанным с другими людьми, ни за что не несёт ответственности, является рабом собственного невежества. Участники Круглого стола попробовали определить, кого можно назвать современным манкуртом: «Это те, кто разрушает памятники. Им всё равно, они не осознают культурное достояние своим, не способны понять, что это память предыдущих поколений», «Им не нравятся памятники», «Они не читают книги, не знают имена исторических личностей, своих соотечественников».
Говоря о губительных для культурного наследия Земли современных военных и гражданских конфликтах, Анатолий Григорьевич Лысиков отметил, что не менее губительны конфликты межличностные, напряжённость между людьми. Причина этого явления – негативное мышление, которое порождается отсутствием не только культуры отношений, но и общей культуры. Такое положение нужно менять, начав изменения с самого себя, борясь с невежеством в себе. Путь для этого – культура, по мысли Н.К.Рериха объединяющая любовь, красоту и знание.
Школьники высказали свои рецепты улучшения себя: Максим Чуев, 3Б класс: «Мне кажется, что можно даже просто на улицах не мусорить, чтобы сделать наш мир спокойнее...»; Миша Петров, 5В класс: «Не надо даже пробовать курить, пить, наркотики употреблять, потому, что ты и себе вредишь и окружающим»; Иван Арсеньев, 7Б класс: «Культура начинается с нас. Если бы каждым двигала эта идея, мир бы действительно стал лучше»; Александр Тугуши, 7Б класс: «Помимо того, что привести себя в порядок, мы можем донести это до наших друзей, а они до своих друзей. Приобщайся к культуре, помогай людям».
Татьяна Ивановна Чечина, корреспондент журнала «Культура и время» Международного Центра Рерихов, предложила молодёжи назвать несколько качеств, присущих культурному человеку. В ответах прозвучали: ответственность, доброта, альтруизм, уважение к другим, творчество. Оксана Иванова из 7Б класса дала развёрнутую характеристику: «Каждый должен любить и родину, и людей. И даже если человек ему незнаком, он всё равно может проявить понимание, когда у другого какая-то проблема». Поблагодарив ребят, Т.И.Чечина сказала: «Я хочу отметить ещё одно очень важное качество культуры – героизм. Без героя внутри не одолеть то зло, которое рядом, не справиться с этим несовершенством. Помните всегда, что нужно воспитывать себя ещё в героизме, мужестве, выносливости. Иначе все те добрые светлые качества, которые вы сейчас назвали, не удержать, не укрепить и не проявить».
Завершая работу Круглого стола, Галина Борисовна Бардашова сказала: «Сейчас педагоги вместе со школьниками обсуждают как продолжить и развить те идеи, которые задала прошедшая выставка. В январе-феврале 2015г. мы будем проводить марафон «Мир через культуру». В него планируется включить конкурс научно-исследовательских работ и рефератов «Знаменитые люди Твери и Тверского края»; конкурсы сочинений «Семейная фотография» и «Откуда я родом?»; продолжение проекта «Чистый город – берегу реки Тьмаки нашу заботу»; конкурсы рисунков, художественного слова и другие проекты. Мы постараемся вовлечь в марафон как можно больше учащихся, чтобы приобщить их к творчеству, к красоте, которая изменяет внутренний мир человека и оберегает сердца от ожесточения. У нас впереди очень много дел».
Интерес, с которым ребятами участвовали в работе Круглого стола, показал, как необходимо, чтобы юные российские граждане самостоятельно размышляли, искали ответы на важнейшие вопросы, учились правильно определять жизненные ориентиры. Участие в таких проектах активно включает их в общественную жизнь, привлекает внимание к общественно значимым проблемам, формирует у них правильную гражданскую позицию, ответственность перед будущим, чувство патриотизма, развивает их творческий потенциал.
В Российской Федерации завершился Год культуры, завершила свою работу выставка «Культура есть сочетание жизни и красоты», но продолжают разворачивать свою культурную деятельность педагоги и учащиеся школы №38 Твери.