30 января на выставке факсимильных копий картин литовского художника М.К.Чюрлёниса состоялся вечер импровизаций «Мерцание пастели» при участии художника Андрея Юдина и тверских композиторов – Константина Тушинка, Владислава Честнодумова и Сергея Левина.
Это было необычное действо: в едином творческом процессе проявились сразу четыре творческих начала: художника, музыкантов и неожиданно оказавшихся среди зрителей философов и поэтов. Творить, казалось, помогало само пространство, напитанное светлыми образами живописных полотен М.К.Чюрлёниса – Мастера, личность которого объединяла в себе эти четыре грани.
Вступительным аккордом к импровизированному действу стало выступление коллектива из Детской школы искусств № 3. В сопровождении гитар и скрипки звучали стихи юной поэтессы Дианы Ганжи, временами точно совпадавшие по настроению с миром фантазий Чюрлёниса:
Зажгётся в небе тёплый, яркий свет,
Но снег так и струится хороводом...
Пусть будет светом целый мир согрет,
Улыбкой нежной ласковой природы!
Главный герой вечера, тверской художник Андрей Юдин, поделился своими детскими впечатлениями от встреч с работами Чюрлёниса, виденными им не раз в Каунасском музее Мастера. «Тёмные стены, а на них – подсвеченные мерцающие картины. Дело в том, что пастель, по сути, – это натуральный перетёртый камень, долговечный, сохраняющий цвет многие века. Можно сказать, что первобытные рисунки в пещерах – это тоже пастель. Состояние полёта, сказки в картинах Чюрлёниса сохраняются отчасти благодаря этому самому душевному материалу».
И вот – «Мерцание пастели». Под чарующие переливы сменяющих друг друга тембров виброфона, клавесина, органа на наших глазах происходит чудо. Из отдельных линий, штрихов, цветных россыпей складывается сюжет картины, и уже над горами взметнулось северное сияние. Зазвучал саксофон, как материальное воплощение потока, соединяющего пространство двух миров – мира звуков и мира красок.
Внезапно северное сияние превращается в сноп лучей, разлетающихся при вспышке таинственной, скрытой за горизонтом звезды. Или это оперенье огромной птицы, что промелькнула в вышине и исчезла за холмами? Нет, не исчезла – изгиб холма напоминает голову птицы! А силуэты в озере на переднем плане – словно отражение того мира, из которого заглянула к нам эта неожиданная гостья.
«Это мысли, летящие в пространство, – прозвучало мнение зрителя-философа, – поднявшись ввысь, они притягиваются по подобию. От чистых мыслей Земля становится светлее и происходит преображение нашей планеты». «В этом очищении и преображении помогает наше внутреннее солнце, – его увидел на картине ещё один посетитель выставки, – ведь оно сокрыто в каждом из нас».
«Ожидание весны или время перемен» – тема следующей импровизации, предложенная из зала. Несколько секунд настройки – и вот уже маршевый ритм саксофона и фортепиано созвучит первому красному лучу, пронзившему плоскость чистого листа. Появляется отвечающее нашему неспокойному времени ощущение тревоги, опасности, постепенно сменяющееся ожиданием и надеждой. И хотя в рождающейся здесь и сейчас мелодии саксофона ещё слышатся прежние напряжённые интонации, они уже смягчены тёплыми мыслями о скорой весне.
Тем временем на листе художника образуются завихрения красочных линий, будто волны сверкающих энергий. Устремляются в небо мосты и арки неведомого города – как у Чюрлёниса. Перед нами разворачивается масштабная красочно-звуковая сюита. И даже тихое шуршание мелка по бумаге – тоже своеобразный голос в этой сиюминутной радости совместного творчества.
Вот уже поплыли небесные ладьи – их паруса раздувает весенний ветер, ветер перемен. Корабли, поднявшиеся над миром обыденности на сверкающей волне творящего человеческого духа. А мост, должно быть, ведёт в будущее, творимое нами: в конце его – намёк на город, очертания зданий, ещё не сформированных, так как формы их, красота их зависят от нас. Строителями чего мы станем – серых суетных нагромождений или прекрасных дворцов? Куда приведут человечество созидаемые им мосты? Какую мы выберем дорогу? Эти и многие, многие другие вопросы рождались в душах людей, присутствовавших при удивительном творческом созвучании художника и композиторов.
И за всем происходившим действом, несомненно, стоял сам Микалоюс Константинас Чюрлёнис, великий Мастер звука и цвета, дающий импульс многим творческим начинаниям и пробуждающий сердца к нескончаемому поиску Истины.
Татьяна Левина
культуролог,
лауреат фестивалей авторской песни