1 марта в Твери солнце сияло по-весеннему ярко, как бы приветствуя календарное начало пробуждения природы. Изменения начнутся очень быстро, пробивая сквозь подмерзшую пока еще почву ростки новой жизни, очищая всё от зимнего сна, оживляя и озаряя наш город очередным приходом весны. Природа постарается, как и всегда, показать нам всю свою нерукотворную красоту – любуйтесь, впитывайте, творите в ней и берегите ту Красоту, которую создали сами. Сможем ли сберечь и, не разрушая, только созидать, чтобы сохранить саму жизнь? Очевидно, что учиться осознавать это человеку необходимо с самого рождения наравне с приобретением всех других навыков.
В Тверском городском музейно-выставочном центре собрались в этот день на интерактивное занятие «Я – реставратор» младшие школьники. Ребят пригласили, чтобы поговорить о том, что такое культура и неразрывно связанное с ней понятие красоты, а также поучаствовать в творческом процессе.
Наталья Владимировна Буракова, сотрудник Тверской Рериховской организации, рассказала детям, что они находятся на удивительной выставке, которая называется «Пакт Рериха. История и современность». Её экспонаты рассказывают о первом в мировой истории Договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Этот договор называют также договором по защите культуры.
В ходе беседы ребята выяснили, какие учреждения называют научными и художественными, что такое исторические памятники, какие бывают виды искусства. На вопрос: какое значение все эти культурные ценности имеют для человека, что чувствуешь, когда слушаешь музыку, смотришь на картину, любуешься красочно выполненным изделием, дети ответили – радость, вдохновение. А соприкосновение с красотой помогает им стать добрыми и честными, благородными и бесстрашными. Значит, культурные ценности занимают очень важное место в нашей жизни и их надо сохранять.
Дети узнали, что об этом в начале прошлого века задумался выдающийся художник Николай Константинович Рерих. Он выдвинул идею, чтобы все страны мира договорились об охранении памятников культуры во время войны и в мирное время, независимо от того, на чьей территории они находятся. Рерих считал, что нет своих и чужих памятников культуры, а есть единое культурное наследие всего человечества. За прошедшие войны человечество лишилось многих бесценных памятников. Но также важно охранять их и в мирное время, потому что они разрушаются от времени и от небрежного отношения. Николай Константинович предложил договор, который позже назвали Пактом Рериха. В 1935 году его подписала 21 страна. Тогда по всему миру организовалось целое движение по охране памятников культуры.
Н.В.Буракова отметила, что на восстановление разрушающегося памятника архитектуры или произведения искусства иногда уходят долгие годы кропотливого труда. Людей, которые занимаются этим делом, называют реставраторами. Она предложила ребятам на некоторое время стать такими реставраторами. Справиться с этой задачей им помогала Анна Владимировна Баранова, руководитель изостудии «Синяя птица» МОУ СОШ №17. Она провела для детей мастер-класс, рассказав об основных архитектурных элементах древнерусских храмов. Ребятам было предложено на листах с изображениями разрушенных памятников архитектуры восстановить их былую красоту.
Юные реставраторы подошли к заданию творчески. Они не только пробовали воссоздать в своих работах то, что было задумано зодчими прошлых веков, но и вносили свои красочные элементы в архитектуру памятников. Работы получились светлые, солнечные. А лица детей сияли улыбками от чувства сопричастности к такому важному делу.
Пожелание возможно будущим реставраторам было таким – пусть всегда в их жизни присутствует красота, которую необходимо беречь и защищать.