О Дне Культуры

День Культуры своими корнями уходит в двадцатый век. Молодое дерево охранения культурных ценностей растет на почве Международного договора, известного как Пакт Рериха. 15 апреля 1935 года в Вашингтоне главы ряда стран американского континента подписали документ, содержащий основные принципы охраны ценностей культуры. В дальнейшем Пакт Рериха стал основой Договора 1954 года, подписанного в Гааге представителями многих государств мира. Гаагская конвенция расширила основание для действенного сотрудничества стран и народов в деле охраны культуры. Сохранение культуры – залог позитивного развития, залог существования планеты. Забота о культуре – главное дело в современном мире. Широкое осознание этого положения станет поворотным моментом в истории нашей планеты.

Виталий Чуркин: Рерих предвосхитил события века
Открытие в ООН выставки, посвящённой 80-летию подписания Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известного как Пакт Рериха (сайт ООН)


Послание Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна участникам церемонии открытия в ООН выставки, посвящённой 80-летию подписания Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (на английском языке) (сайт ООН)

Материалы о Пакте Рериха (сайт Международного Центра Рерихов)

Символическое подписание Пакта Рериха студентами из стран Латинской Америки, стран Карибского бассейна, Африки и Азии (сайт Международного Центра Рерихов)

«Мир через культуру, красоту и созидание. В кафедральном соборе Буэнос-Айреса состоялось освящение Знамени Мира Николая Рериха» (Российская Газета (Федеральный выпуск) №6202 от 9 октября 2013 г.)

Журнал «День Культуры» (Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов)

День Культуры 2021 в Твери

По сложившейся традиции ежегодно 15 апреля отмечается общественностью как День Культуры. Основы этой традиции заложил великий русский художник, мыслитель и общественный деятель Николай Константинович Рерих.

Он ратовал за проведение Всемирного Дня Культуры, идея которого заключается в том, чтобы в сознание общества и, особенно, подрастающего поколения были заложены принципы уважения к духовным, культурным ценностям, которыми жило и живёт человечество. Художник называл культуру светом жизни, её двигателем, её сердцем и говорил, что лишь в осознании культуры – спасение для человечества.

15 апреля Тверская областная Рериховская культурно-просветительская общественная организация отметила День Культуры, ещё раз постаравшись пристальнее всмотреться в её грани. Красота как главная ипостась культуры, равноценны ли понятия культуры и цивилизации, культура как защита от разрушительных конфликтов, как сделать культуру повседневной необходимостью – размышления на эти темы прозвучали на встрече.

Красота на полотнах Н.К.Рериха особенная. Всё живописное творчество художника несёт идею мира, сотрудничества, взаимопроникновения культур разных народов. Сюжеты его картин как пророчества. Вот – «Земля славянская» и «Странник Светлого Града» – здесь и атрибуты прошлого, и устремление через настоящее в будущее. Рерих утверждал, что в этот Град Светлый ведут четыре дороги: красота; любовь и жертва; религиозное служение; наука и философия. Самая короткая, но и самая трудная из них – дорога любви и жертвы, а в наше время предстоит дорога научных знаний и философской мысли.

День Культуры замечательный праздник, но он не должен стать красивой цитатой или мероприятием, проводимым раз в год. По мнению Н.К.Рериха, если культура будет восприниматься только как праздничный пирог, она не перестроит жизнь. Как в повседневности не забывать о культуре, как сделать её самой жизнью?

Юные артисты из школьного театра Центра образования № 49 Твери и его руководитель Т.И.Чечина представили свой взгляд на эту тему в поэтических миниатюрах. Стихи Татьяны пронизаны космическим мироощущением, и, как она считает, это чувство является важнейшим в воспитании детей. Состояние сопричастности Вселенной, осознание великого единства всего Бытия делает внутренний мир человека большим и светлым.

Ещё одна, быть может, самая важная в наше время грань культуры – её роль в достижении прочного мира на Земле. Рерих всегда говорил о мире как о самом насущном, без чего человек не может жить, к чему устремляется в самых лучших своих мечтах, во имя чего совершает подвиги. Он утверждал, что добиться мира можно только через культуру. Но культура сама нуждается в защите. Исключительную роль в этом деле выдающийся мыслитель отводил России, считая, что русский народ должен стать особым защитником культуры.

Именно в Россию Святослав Николаевич Рерих, выполняя волю родителей, передал богатейшее культурно-философское наследие своей семьи. По его инициативе в Москве был создан Международный Центр Рерихов (МЦР), явивший собою яркий пример новой общественной формы культуры.

Более четверти века МЦР ведёт многогранную культурно-просветительскую деятельность, изучая, популяризируя и преумножая наследие семьи Рерихов, вводя идеи нового космического мышления в культурное, научное и музейное пространство. Этому способствовали многочисленные передвижные выставки в России и мире, научно-общественные конференции, издание книг и журналов, лектории, детские выставки, концертные программы и многое другое. Инициированный МЦР Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», с большим успехом прошедший в 17 странах мира и в 170 городах России, обращает внимание на жизненную необходимость сохранения мирового культурного наследия и призывает к миру через культуру.

Общественный музей имени Н.К.Рериха Международного центра Рерихов, разместившийся в отреставрированной без привлечения государственных средств усадьбе Лопухиных, памятнике 17-19 вв., стал поистине жемчужиной музейного пространства Москвы. Этот музей был варварски разрушен Министерством культуры РФ.

Но, несомненно, это временное явление. На вечере была озвучена информация, что Рериховской общественностью создан Комитет защиты общественного Музея имени Н.К.Рериха. Его главная задача – помочь Международному Центру Рерихов восстановить справедливость, вернуть усадьбу Лопухиных и возродить утраченный музей.