О наследии Рерихов

В 1990 году, выполняя волю своих родителей, С. Н. Рерих передал в Россию уникальное наследие своей семьи. Созданный по его инициативе за короткий срок усилиями энтузиастов общественный Международный Центр-Музей имени Н. К. Рериха (МЦР) успешно работает, осуществляет многогранную научно-культурную деятельность. Его залы привлекают всё большее число посетителей из России и других стран мира.

В то же время вокруг научно-культурного наследия семьи Рерихов в течение ряда лет происходят тревожные события. Носители старого невежественного сознания и тоталитарного мышления развернули информационную войну против Рерихов, их философского мировоззрения, которое отражает новое космическое миропонимание, привлекающее все большее число прогрессивных ученых и культурных деятелей. Приверженцы старого мышления стремятся дискредитировать имена и наследие Рерихов, Международный Центр Рерихов и рериховское культурное движение, используя для этого современные информационные технологии и психологические методы обработки массового сознания. В этом принимают участие отдельные писатели, журналисты, ученые, служители Русской Православной Церкви. Чиновники от культуры противодействуют развитию общественного музея, пытаются его уничтожить и захватить творческое наследие Рерихов.

Вопрос защиты имени и наследия Рерихов – это, по сути, вопрос защиты нового космического мировоззрения, в разработку которого Рерихи внесли огромный вклад. Нельзя допустить, чтобы это бесценное достояние было дискредитировано и опорочено. Как призывный набат, звучат слова Е.И.Рерих: «Истинно, Культура нуждается не только в охране, но необходимо уметь сражаться за Культуру. Тогда только человечество начнет выходить из одичалого состояния. Пора становиться человечными в полном значении этого великого понятия».

Материалы, размещенные в данном разделе, отражают основные направления защиты имени и творческого наследия Рерихов и Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха.

Правда о Международном Центре Рерихов (PDF)

Документ размещён на сайте Международного центра Рерихов (центра-музея им. Рериха).

Пресс-конференция Международного Центра Рерихов. Преднамеренное разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха: итоги и последствия (30.01.2018)

Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К.Рериха (09.02.2018)

Статья на сайте Международного центра Рерихов (центра-музея им. Рериха).

О чем Рерихи предупреждали Россию. Непринятые вестники (фильм, 2017 год)

В 1926 году экспедиция русского художника Николая Рериха неожиданно отклонилась от намеченного маршрута, чтобы посетить Москву. Предупреждения, которые Рерихи должны были передать руководству страны, могли изменить весь ход исторического развития России. Об этом впервые рассказывается в новом фильме Международного Центра Рерихов, 2017 года.

Фильм Л.В.Шапошниковой «Зов космической эволюции» (2013)

Сборники документов «Защитим имя и наследие Рерихов»

Статьи

О Семье Рерихов на сайте Международного Центра Рерихов

О Музее имени Н.К.Рериха на сайте Международного Центра Рерихов

О Живой Этике на сайте Международного Центра Рерихов

О защите имени и наследия Рерихов на сайте Международного Центра Рерихов

О защите Рерихов и МЦР на сайте Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха

О «завиральных идеях» доктора наук А.Н.Сенкевича. По следам его выступлений и публикаций

Содержание материала

А.Сенкевич: «Я терпеть не могу Шапошникову!»

Когда докладчик в аудитории Международной балтийской академии упоминал имя Л.В.Шапошниковой, его эмоции перехлестывали через край. А.Н.Сенкевич явно не мог держать себя в руках. Он допустил ряд оскорбительных выпадов против Людмилы Васильевны, не буду их здесь повторять. Что касается очередного лжесвидетельства, то вот оно: Сенкевич уверенным тоном заявил, что Л.В.Шапошникова не «знает ни английского, ни одного живого языка». Это абсурдное заявление легко опровергнуть. Людмила Васильевна Шапошникова прекрасно владеет тремя языками: английским, хинди и урду, поскольку является профессиональным индологом и в течение многих лет работала в Индии.

К тому же, Л.В.Шапошникова получила из рук И.Ганди международную премию имени Джавахарлала Неру за серию книг-исследований о редких племенах Индии. Может быть, г-н Сенкевич захочет оскорбить и эту награду и ей присвоить титул «за три рубля», как он сделал это на семинаре в отношении Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики?

Её книги рождались не в уютном кабинете, как переводы Сенкевича, а в горах и джунглях Индии, в прямом контакте с не всегда дружественно настроенными их обитателями. Но мужество, мудрость и находчивость Людмилы Васильевны приводили к тому, что жители затерявшихся в горах деревень становились её друзьями. И как можно было установить такой дружественный контакт, не владея языком? Поэтому заявление «не знаю, что она там делала в Индии» говорит только о том, что либо он действительно ничего не знает о жизни и деятельности Л.В.Шапошниковой, либо намеренно лжёт.

Вряд ли он не осведомлен и о том, что Л.В.Шапошникова в одиночку преодолела маршрут, по которому прошла грандиозная Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха. Суровость Гималаев и монгольских степей, изнуряющая жара и пронизывающий ветер, ледяные горные реки и непроходимые снежные заносы – никакие трудности не могли остановить учёного, устремлённого в поисках истины. Результатом стала серия серьёзных исследований Л.В.Шапошниковой в области рериховедения, положивших начало новому этапу осмысления культурно-философского наследия Рерихов. Перу Л.В.Шапошниковой принадлежит ряд крупных работ в области философии истории, философии искусства. Звание заслуженного деятеля искусств РФ было закономерным признанием её трудов. На её чашу весов можно положить уникальный, основанный С.Н.Рерихом Музей, восстановленную из руин старинную городскую усадьбу Лопухиных, всю многогранную деятельность общественного Музея имени Н.К.Рериха, которым она руководит больше 20 лет, высоко оцененную как в России, так и за рубежом.

Абсолютно бездоказательно обвинение Сенкевича и в инспирировании Л.В.Шапошниковой книги Г.Бибиковой «Я – Шапошникова». Отношение к этому «шедевру» блестяще изложено в статье «Расспрашивайте про меня лишь у моих же книг», в которой Л.В.Шапошникова даёт исчерпывающую оценку опусу Бибиковой, представляющему собой симбиоз всевозможных искажений, домыслов, невежественных суждений и откровенного плагиата.

Пустив не одну ядовитую стрелу в адрес Л.В.Шапошниковой, Сенкевич заявил, что скоро кресло гендиректора Музея имени Н.К.Рериха вместо неё займет В.А.Росов, друг Сенкевича, тоже «учёный», оклеветавший Н.К.Рериха не просто в беллетристическом издании, а в докторской диссертации. Подобные ожидания мне представляются абсолютно бесперспективными и абсурдными, ибо общественность (а Музей имени Н.К.Рериха в Москве имеет общественный статус) никогда не позволит занять место руководителя Музея клеветнику.

Что касается пристрастия А.Н.Сенкевича ко лжи и его малой осведомленности в предмете, о котором он пытается судить, то следует упомянуть о его «великих открытиях», поведанных журналу «Патрон». Оказывается, Живая Этика – это художественная литература (!), уникальные гималайские этюды – стереотипы, климат Наггара – нездоровый, Е.И. и Н.К.Рерихи халтурили, а С.Н.Рерих сомневался в существовании иных миров, сказав «пожить охота»… Не оставил он в покое и С.И.Тюляева, учителя Л.В.Шапошниковой, упоминая в глумливом тоне содержание писем от одного из Махатм.

О некоторых людях говорят: для него нет ничего святого. В полной мере это определение можно отнести к Александру Сенкевичу. Битва за сознание, если и не находится в самом разгаре, то по крайней мере уверенно набирает обороты. В этой битве профессор Сенкевич выступает слугою новой Инквизиции, разжигающей костры для всего прогрессивного, подлинно-научного и эволюционного. Уместно говорить об ответственности, как ученых, так и литераторов перед читателями, настоящими и будущими, ибо их труды расходятся подчас миллионными тиражами, в той или иной мере влияя на сознание читателей. Уместно говорить и о правильном понимании толерантности, которую руководители Гуманитарного семинара положили в его основу. Толерантность, понимаемая как терпимость или даже равнодушие ко злу, к клевете принадлежат к разряду качеств, которые в конечном итоге приводят к торжеству зла.

Нет ничего недостойного в том, что люди имеют разные взгляды и стараются их отстаивать. Прекрасно рассматривать проблему с разных точек зрения. Но материал для изучения должен быть, прежде всего, достоверным, а обмен мнениями вестись с нравственных позиций, исключающих ложь, клевету, домыслы и заведомый обман.

Т. В. Житкова,
Рига. 2010 год.