Тверская областная Рериховская общественая организация




Выставки


День Культуры


Памятник Любви


Колокол Мира


Тверская горница


Сотрудничество





Афиша


Новости


Публикации


Книга-почтой МЦР


Электронная
библиотека






Галерея картин
Н.К. и С.Н. Рерихов


Приглашение
в Музей






Международный
Центр Рерихов




Гуманная педагогика


Гуманная педагогика в Твери | Международные Педагогические Чтения


Публикации | Поэтическая педагогика

Занятия в женской учительской школе П.П.Максимовича

Главная / Гуманная педагогика / Гуманная педагогика в Твери / П.П.Максимович, Тверская женская учительская школа


К 195-летию со дня рождения Павла Павловича Максимовича
К 140-летию со дня основания Тверской женской учительской школы им. П.П.Максимовича
(ныне – Тверской Государственный Университет)



Монограмма «ШМ» - «школа Максимовича» на ограде Тверского Государственного Университета

Русская культура и просвещение всегда утверждались людьми добрыми и жертвенными, теми, кто не боялся изменить размеренный ход жизни, кто был способен откликнуться на зов сердца, кто не боялся хулы и насмешек, кто больше отдавал, чем получал чинов, наград и званий. Недаром в народе таких людей называли просто и уважительно – «благодетель».

Именно таким был Павел Павлович Максимович – представитель старого малороссийского дворянского рода, блестящий морской офицер, рачительный помещик и неутомимый ревнитель народного просвещения, ставший благодетелем для тысяч крестьянских девушек, получивших образование и почетное звание – Учитель. П.П.Максимович вошел в историю Тверского края как основатель в 1870 году учительской женской школы нового типа, традиции, научная и культурная жизнь которой легли в основу Тверского государственного университета.

Сведения о П.П.Максимовиче и его школе вошли в крупные отечественные энциклопедии XIX-XX вв. Уникальность школьной атмосферы и высокий педагогический авторитет школы были обусловлены несколькими факторами. Прежде всего, она давала бесплатное образование крестьянским девушкам, которые нигде в другом месте и в таком объеме получить его не могли. Образование было всесторонним, с преобладанием гуманитарного направления. Учебная программа была намного шире, чем программа правительственных учительских семинарий и даже гимназий.

Школа имела хорошо оборудованные кабинеты физики, химии, биологии, рисования и музыки, а также лаборатории, метеорологическую установку и телескоп, отличную библиотеку, столярную и переплетную мастерские. Процесс обучения формировал у воспитанниц научное мышление, так как здесь серьезно занимались краеведением, ездили в фольклорные экспедиции, а показания метеорологической станции посылались в Николаевскую обсерваторию С.-Петербурга. При школе работало народное училище, где «максимовки» проходили педагогическую практику.

Школа Максимовича была крупным методическим центром Твери. В ее стенах размещались справочно-педагогическое бюро, созданное для сбора и обработки педагогической литературы; общественно-педагогический кружок, объединявший педагогов города; музей наглядных пособий тверского губернского земства. Творческая жизнь школы отличалась многообразием и привлекала внимание культурных кругов города. Здесь еженедельно ставились спектакли и проводились концерты.

Особым достоянием школы Максимовича была библиотека. К 1919 году она насчитывала более 18-ти тысяч томов – книги по педагогике и психологии, истории, географии, искусству, художественная литература. Библиотека включала и архив школы – собрание фотографий, рабочие тетради учителей, рукописные журналы воспитанниц, альбомы, программки вечеров, воспоминания.

В вопросах педагогики бесспорным авторитетом был К.Д.Ушинский. Его идеи о народности, научности и доступности средней школы здесь осуществлялись на практике. Главная педагогическая установка заключалась в том, что в центр воспитания ставился человек с его внутренним миром и интересами. У каждого ребенка есть способности, их надо найти, поддержать и дать толчок к развитию.

Важная особенность школы – личностный подход в вопросах воспитания и атмосфера демократизма и сотрудничества между педагогами и ученицами. Педагоги уважительно относились к своим воспитанницам и так же учили их вести себя с будущими учениками. По этой причине в школе сложилась уникальная традиция отсутствия оценок знаний учащихся и переводных экзаменов. Коллектив школы составлял дружную семью, беззаветно преданную своему делу, где не было места лжи, лести и формальным отношениям. Школа Максимовича стала любимым детищем тверского земства, которое вкладывало в ее развитие значительную часть своего бюджета.

В гербе, флаге и знаке Тверского государственного университета увековечена память о школе в виде монограммы «ШМ» и даты ее основания «1870». Тверской государственный университет сегодня является наследником не только материального, но и духовного имущества школы Максимовича.

По материалам научной конференции «Традиции российской школы: история и современность»,
посвященной 135-летию со дня основания Тверской земской женской учительской школы им. П.П.Максимовича
(1-2 декабря 2005 года).




ЖЕНСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ПАВЛА ПАВЛОВИЧА МАКСИМОВИЧА В ТВЕРИ



Из истории Тверской женской учительской школы им. П.П.Максимовича - Тверского Государственного Университета

1 декабря 1870 г. член губернской земской управы Павел Павлович Максимович (1816-1892 гг.), дворянин, помещик Кашинского уезда из села Спасское на собственные средства открыл в Твери женскую школу для подготовки народных учительниц. Это было знаковое событие и в деле развития народного просвещения, и в истории педагогического краеведения Тверского края.

П.П.Максимович родился в Астрахани в 1816 г., отец его был предводителем дворянства. В отрочестве Павел Павлович несколько лет прожил в семье дяди, профессора Казанского университета И.М.Симонова. Под его влиянием поступил для прохождения образования в Морской корпус г. Санкт-Петербурга. Блестяще окончил его и был оставлен после дополнительного трехлетнего обучения на высших офицерских курсах для преподавания в Морском корпусе теории кораблестроения, навигации, астрономии, географии. С 1841 по 1848 гг. он вел эти предметы, был любимым преподавателем и воспитателем.

Семейные обстоятельства заставили Максимовича в 1848 г. оставить службу, уйти в отставку и поселиться в деревне, в своем родовом поместье Спасское Кашинского уезда Тверской губернии. С этого времени он тесно связал свою жизнь и деятельность с Тверским краем.

Молодой человек с головой окунулся в наведение порядка в разоренном имении. Он выписывает и изучает литературу по сельскому хозяйству, начинает грамотно вести дела и добивается довольно быстро хороших результатов. Его имение становится доходным и процветающим. За опытом сюда приезжают соседние помещики. Павла Павловича избирают Кашинским гласным. Он всегда стремился к общественной деятельности. Максимович отлично понимает, что для успешного дела нужны грамотные люди, и ими должны быть сами крестьяне. В 50-е годы он открывает для крестьянских детей школу в селе Спасском. Будучи ярым поклонником освобождения крестьян от крепостного права, с восторгом принял избрание его Кашинским дворянским депутатом в тверской комитет для выработки положения о крестьянах.

Совместно с A.M.Унковским, избранным в это время губернским предводителем дворянства, П.П.Максимович активно разрабатывает проект об освобождении крестьян немедленно и с землей. Работа над проектом была закончена в феврале 1859 г., и Павел Павлович возвратился к сельской жизни, занимался воспитанием своих детей (к этому времени он овдовел), заботился о школах, о развитии сельского хозяйства.

С открытием в 1864 г. земских учреждений Максимович становится передовым деятелем земств, сначала в качестве гласного в заседаниях Кашинского уездного земства, с 1866 г. – в Тверском губернском. В 1866 г. избран членом первой Тверской губернской земской управы. С работой губернского земства он был связан до конца дней своих, более четверти века.

П.П.Максимович отличался любовью к труду и умением работать, был врагом канцелярской отписки. Как член управы заведовал народным продовольствием, мерами «охранения народного здравия», в том числе мерами по распространению оспопрививания, устройству родовспомогательных заведений, внутренними распоряжениями во всех губернских земских лечебницах. В 4-х томном сборнике постановлений Тверского губернского земского собрания много очень толковых предложений Павла Павловича, об этом говорят и сохранившиеся в архивах «Отчеты».

Но особенно заметный след оставил П.П.Максимович в распространении народного образования в Тверской губернии. В 60-е годы XIX века открывается много земских школ для простого народа в уездах, училища в Твери. Для них требовались подготовленные учителя. И это было постоянной заботой Павла Павловича. Еще в Кашинском уезде он предложил земству выделить деньги на открытие женской школы при монастыре для подготовки народных учительниц. Земство деньги выделило, школу открыли. Но она не удовлетворяла П.П.Максимовича, ни набором кадров, ни постановкой дела.

Идея открытия учительских школ, семинарий для подготовки народных учителей в 60-е годы в России была очень актуальна. Об этом много писал К.Д.Ушинский. Им были подготовлены «Проект учительских семинарий», ряд других статей по этому вопросу. П.П.Максимович был захвачен этой идеей, воплощением ее в жизнь.

Он предлагает открыть такую школу в Твери, разрабатывает проект ее организации. Прямой поддержки не получает и решает идти другим путем. Добивается в столице разрешения на открытие частной женской учительской школы в Твери на собственные деньги. Открытие школы состоялось 1 декабря 1870 года. Размещалась школа первоначально за Волгой, во флигеле при богадельне, содержалась на средства П.П.Максимовича.

Уже в 1872 г. благодарное губернское земство добивалось, чтобы частной женской учительской школе было присвоено имя ее основателя. С 1882 г. школа стала земской, но П.П.Максимович входил в ее попечительский совет, постоянно заботился о положении дел в школе. Живя в Петербурге, принимал у себя выпускниц, помогал им в приобретении литературы, водил их в театры и на экскурсии.

В 1886 г. П.П.Максимович был награжден императорским Вольным экономическим обществом Золотой медалью за особо выдающуюся деятельность в народном образовании. А созданная им школа отмечена в 1893 году Малой золотой медалью на Всероссийской выставке. В попечительском совете школы Павел Павлович состоял до последних своих дней (до 1892 г.).

Мысль К.Д.Ушинского о том, что учителю необходимо постоянно учиться, была близка и понятна П.П.Максимовичу. По его инициативе в Твери создается книжный губернский земский склад, призванный снабжать книгами и учебными принадлежностями уездные земства, а через них – народных учителей. Проектировалось и осуществлялось дешевое издание книг для народа, организация народных библиотек, проведение учительских съездов, по существу летних учительских курсов.

Максимович учел то, что успех любого учебного заведения, прежде всего, зависит от педагогических кадров, которые в нем трудятся, когда принял решение открыть в 1870 г. женскую учительскую школу за свой счет в Твери. Он тщательно подбирал для нее наставников и сумел создать такой профессиональный творческий педагогический коллектив, который сделал это учебное заведение заметным и значимым не только в Твери, но и в России.

Здесь сложились такие высоконравственные, человечные отношения между педагогами и воспитанницами, которые выделяли впоследствии выпускниц школы Максимовича в их практической работе в народных школах, в общении с учащимися, коллегами, населением.

Выпускницы школы были востребованы во всех 12 уездах Тверской губернии, с каждым годом их число росло. Работали они в губернских земских школах, в министерских, в городских (общественных) и приходских (по Уставу 1828 г.), в частных, в церковно-приходских школах. Если в 1890 г. в уездах работало 135 выпускниц, то в 1907 г. – уже 307.

Некоторые выпускницы школы Максимовича работали затем акушерками, поступали даже в медицинский институт, служили счетчицами в статистическом отделении губернской управы, трудились в земских управах, работали воспитательницами в Епархиальном училище в Твери. Эти грамотные, самостоятельные, образованные девушки были востребованы в обществе. Но самым основным для выпускниц школы была педагогическая работа.

В 1883 г. с 7 по 18 августа в Твери состоялся съезд учительниц – выпускниц земской учительской школы П.ПМаксимовича. Попечитель школы, Павел Павлович, присутствовал во все дни работы съезда, выступал на его открытии и закрытии. Выступая на этом съезде, известный педагог Д.И.Тихомиров, руководивший его подготовкой и проведением, отмечал: «Школа П.П.Максимовича одна из тех немногих, кои обязаны своим существованием частной инициативе и частной поддержке. Много было нужно иметь учредителям и руководителям этой школы силы и энергии, много нужно было иметь любви к делу и веры в его святость, чтобы сберечь школу, несмотря ни на что, развить и укрепить ее и вести ее по пути к совершенству... На счастье школы, в ней никогда не переводились деятели, честно исполняющие добровольно ими принятые на себя обязанности, бескорыстно, для общего блага, служащие святому делу».

Еще в 1877 г., в тяжелые для школы времена, в докладной записке губернатору сам П.П.Максимович отмечал, что он в 1872 г. пригласил в школу преподавать педагогику бывшего директора классической гимназии А.Н.Робера, в 1874 г. – начальницу школы Н.П.Дьяконову, уже заявившую свои педагогические способности в ведении очень хорошей школы в Петербурге. «И что бы ни случилось со школою, – писал Павел Павлович, – я всегда скажу: дай Бог, чтобы в правительственных учительских семинариях было побольше таких личностей».

А законоучитель школы протоиерей Г.П.Первухин, обращаясь к учительницам-выпускницам на съезде, говорил: «...И вы, как учительницы, свет для мира. Вы соль земли. Как известно вам, соль предохраняет вещества от порчи, от гниения. И вы своими внушениями должны предохранить детей от порчи нравственной... Будьте внимательны к детям... Старайтесь воспитать в них правдивость, любовь к порядку, к труду, уважение к той среде, к которой они принадлежат, т.е. уважение ко всему доброму, что есть в народе... Старайтесь воспитать все это в детях... более всего собственным примером».

Выпускницы школы, учительницы народные, старались соответствовать этим требованиям своих наставников. Многие учительские династии в нашем крае берут начало из школы им. П.П.Максимовича (Лашины, Троицкие, Модестовы, Молчановы, Лебедевы, Никольские и др.).

В 80-е годы позапрошлого столетия для женской учительской школы в центре Твери на улице Трехсвятской было построено новое трехэтажное здание, а в начале XX века – второе (1-й и 2-й корпуса ТвГУ сегодня). На базе этой школы уже в советские времена появились учительский, педагогический институт, а ныне – Тверской государственный университет, который в своем гербе отразил связь со школой Максимовича.

Можно уверенно говорить о том, что высокий уровень подготовки педагогических кадров Тверского края обязан женской учительской школе и ее основателю Павлу Павловичу Максимовичу.

С древних времен те, кто думал о будущем Отечества, всегда проявляли заботу о просвещении и воспитании. И немало в этом направлении сделали земские школы, их учителя и те, кто их готовил к этой трудной благородной деятельности. Прав был Д.И.Тихомиров, когда обращаясь к участницам съезда, сказал: «Скажет вам спасибо всякий честный человек, не очерствевший в себялюбии и сознающий, что благо личное свято и прочно лишь тогда, когда оно зиждется на благе общественном, а благо общественное не мыслится без просвещения народа». Эту благородную традицию обязательно надо поддерживать и развивать в современном отношении к образованию.


Г.М.Нилова,
краевед, ветеран труда, отличник просвещения СССР,
отличник народного просвещения РСФСР



Литература:
1. Веселовский Б.Б. Исторический очерк деятельности земских учреждений Тверской губернии (1864-1913 гг.). – Тверь, 1914.
2. Доклады Тверской губернской земской управы очередному земскому собранию сессии 1915 года по народному образованию. – Тверь, 1915.
3. Доклады Тверской губернской земской управы очередному земскому собранию сессии 1916 года по народному образованию. – Тверь, 1917.
4. Отчеты начальника Тверской губернии за 1860 г. и 1875 г.
5. Отчет о первом съезде учительниц-семинарок Земской Учительской школы П.П.Максимовича в Твери. – С-Петербург, 1883.
6. Селиванов А.Ф. П.П.Максимович, основатель Тверской женской учительской школы. – С-Петербург, 1901.
7. Сланевский В.У. Тверская женская учительская школа П.П.Максимовича. //Ученые записки КГПИ. Т. X, вып. 2. – Калинин, 1946.
8. Сведения об учительницах, окончивших курс земской учительской школы П.П.Максимовича (1874-1891 гг.) // Приложение к отчету по школе Максимовича, 1900.
9. Список учениц, окончивших школу им. П.П.Максимовича, и распределение их по уездам Тверской губернии. – Тверь, 1911.
10. История русской философии. – М., 1949.
11. Ильина Т.А. Школа Максимовича. – Тверь, 1992.



К началу страницы


© 2009-2012 Тверская областная Рериховская общественная организация (ТОРОО)